Архив рубрики «Политика»

Мульт про ещё 6 лет

В связи с непрерывным потоком событий, в прошлое воскресенье не запостил третью серию мульта Егора Жгуна – про очередные шесть лет сидения ВВХ на президентском троне (если кто-то не видел или почему-то забыл предыдущие две серии – то вот они по ссылке). А она – третья серия – тоже по-своему прекрасна, так что вот:

К сожалению, как мы знаем, как минимум одно продолжение следует.


«Медуза» опубликовала на неделе большой текст – написанный ещё в конце 2022 года, но немного обновлённый – о совершенно не новом (для нынешней России), но всё более часто повторяющемся феномене пыток, применяемых российскими силовыми структурами по отношению к попавшими в их лапы людям. Понятно, что об этой теме вспомнили в связи с пытками в отношении задержанных после теракта в Крокус Сити Холле, но на самом деле она – тема – актуальна сейчас в России каждый день. В чём вы ещё раз убедитесь, прочитав вышеуказанный текст.
А я бы даже сказал, что пора уже выпустить что-то вроде второй главы той статьи – отдельный текст о том, что сейчас происходит в российской армии по отношению, например, к мобилизованным и контрактникам. Это – отдельная большая тема, которую не стоит сильно смешивать с «гражданской».


Позавчера издание «Т-инвариант» опубликовало открытое письмо против режима ВВХ, которое подписали 39 лауреатов Нобелевской премии (и сотни других людей). Подписанты – среди которых учёные, экономисты и писатели – призвали мировых лидеров увеличить поддержку Украины в её противостоянии российскому вторжению, защитить политзаключенных в России, а также не признавать Путина законно избранным президентом. Но прочитайте само письмо – пересказывать его бессмысленно.
А я могу сказать следующее.
Два первых пункта – вполне достойные причины для объединения добрых людей под одним письмом (на практике такие призывы ничего не решают и решать не могут). Из-за всего одного подписанного знаменитостями письма мировые лидеры, конечно, не проснутся и не скажут «а и правда, что это мы», зато подписанты почувствуют, что они хотя бы не молчали, а направляли общественное мнение в правильное русло.
А вот третий пункт письма – к сожалению, сильно спорный, хоть о нём уже не одну неделю говорят и другие уважаемые (реально уважаемые) люди. К сожалению, во факту ВВХ пока остаётся главным функционером в России. И если кому-то из мировых лидеров захочется или придётся обсуждать освобождение западных заложников, обмен военнопленных или российских политзаключенных, в какой-то момент даже окончание войны в Украине – то делать это придётся именно с ВВХ (пока он жив и в состоянии говорить). А как всё это обсуждать с президентом, которого сам же не признаёшь?
В общем, нобелевские лауреаты – оказались большими идеалистами.


Актуальная мера

Вчера в Госдуму внесли законопроект, согласно которому Минкульт сможет ограничивать в библиотеках доступ к книгам авторов, признанных «иностранными агентами» или включенных в «перечень экстремистов и террористов» Росфинмониторинга.
Само направление мысли «законодателей» совсем меня не удивляет: борьба с выдуманными врагами – она такая. Удивляет меня конкретно мера против доступности нежелательных режиму книг в библиотеках. В природе ещё существует большое количество взрослых читателей, которые берут современные популярные книги (а именно такими являются книги авторства «иностранных агентов») в библиотеке? В природе ещё существует большое количество взрослых читателей, которые, не найдя желаемую книгу в магазине или в библиотеке, не найдут способа её прочитать? Не собираюсь пропагандировать пиратство, но напомню, что оно технически легко доступно даже человеку, у которого из всей возможной электроники имеется только самый дешёвый китайский смартфон. А бумажные книги сейчас читают или «тактильные маньяки» (которым, в реальности, не составит большого труда перейти на цифру), или немолодые разумом люди (которых, по-моему, совсем не большинство).
Я сам очень люблю бумажные книги, но физически не могу купить, а потом ещё и разместить в доме всё то, что меня интересует – потому за последние лет пятнадцать примерно две трети прочитанных мною книг были в цифре. И я не вижу в этом абсолютно никаких проблем: ни технических, ни сентиментальных.
Зато меня удивляет тот факт, что «законодатели» застряли в далёком прошлом ещё и в отношении книгочитания: они до сих пор уверены, что спрятав стопку бумаги, они спрячут книгу!


Издание «.Точка» выпустило вчера утром статью об основных странностях в атаке на «Крокус Сити холл», последующем задержании террористов и официальной версии следствия о произошедшем. В общем, некоторые из перечисленных странностей в сочетании с некоторыми другими деталями все эти дни и не позволяют мне прийти к однозначному ответу на вопрос «что это было?».
Главная же странность статьи – как и высказываний многих комментаторов, которые мне приходилось слышать в эфире и в оффлайне – заключается в какой-то необычайно наивной оценке способностей российских силовиков в общем и спецслужб в частности. А то вы не знали, что они уже давно умеют только винтить митингующих и «разоблачать» «экстремистов» в фейсбуке. В реальности же они в одинаковой степени могли 1) банально побояться связываться с террористами в захваченном здании; 2)  пропустить террористов и не вмешиваться за взятку, даже за те же жалкие пол-ляма; 3) просто не знать, что и как в таких случаях делать. Всё это в истории уже случалось, причём не раз. И, в той же реальности, они точно не могли 1) предотвратить; 2) эффективно вмешаться; 3) организовать случившееся.
Организован и исполнен теракт был, на самом деле, довольно примитивно (не нужно большого опыта для отстрела перепуганных гражданских и побега в тот же день на той же машине), но говорить это может максимум, в самом плохом случае, о сотрудничестве двух сил.


В таких трагических ситуациях, как теракт в «Крокус Сити Холл», особенно не хочется играть в новостное агентство или строить из себя ясновидящего, который сразу знает виновного. Так что я до сих пор не могу написать ничего осмысленного, кроме каких слов соболезнования пострадавшим и описания собственной подавленности.

Ещё могу читать подробности о произошедшем. Чем больше читаю, тем больше вижу, что по стилю и качеству исполнения теракт похож на организованное государственными структурами действие, а по реакции самого государства – наоборот, не похож. Так что читаю дальше, готовлюсь делать осмысленные выводы.
И уже точно знаю, что в любом случае путинский режим будет пытаться извлечь максимальную выгоду из случившегося: валить всё на Украину и врагов (уже начал) и пытаться получить моральную поддержку населения на любые внутренние репрессии и внешние агрессивные действия (проводить всё это в жизнь у них возможность есть, но с поддержкой населения – как-то приятнее и удобнее).
А всю правду мы когда-нибудь обязательно узнаем – вот в этом я уверен с самого начала.


Официально представленные нам ЦИКом результаты последних президентских «выборов» (с их 87,28% за ВВХ) вывели понятие фальсификаций на новый уровень. Они – фальсификации – реально стали настолько большими, что явно превратились из классических физических вбросов бюллетеней в приписке большого количества «виртуальных» голосов. Потому что бумаги в урны по всей стране столько не набросаешь.
Анализировать такие фальсификации, как я читал, значительно труднее: почти не остаётся в природе реалистичных данных о действительно поданных голосах, от которых можно было бы отталкиваться в расчётах уровня фальсификаций.
В то же время, анализ этот становится и менее «полезным»: потому что сам факт фальсификации результатов выборов ещё более очевиден и без всякого анализа.
Но ради понимания процесса эволюции процедуры, называемой в России выборами, почитать качественные попытки анализа всё-таки стоит. Просто это – уже не политологическое чтение, а чисто историческое. Во всем хорошо известном источнике как раз вышла большая статья, в которой собраны все качественные попытки математического анализа фальсификаций на последних «выборах» ВВХ (там не только про метод всем известного Шпилькина, но и про другие подходы к задаче). Даже такой совсем-не-математик как я смог эту статью осилить. Ну а вы – уж точно справитесь.


Опасные цвета

Только сегодня прочитал, что Мосгорсуд назначил 12 суток административного ареста – но потом сократил срок до пяти суток – наблюдательнице от КПРФ, которая опубликовала во «ВКонтакте» фото, на котором она одета в бело-сине-белую кофту. В постановлении хорошо информированного суда говорится, что эти цвета связаны с флагом легиона «Свобода России» (на самом деле это – и цвета мирного, антивоенного флага России). Сама же арестованная сообщила, что цвета ничего такого не значат, а кофту она сшила около трёх лет назад.
Вполне допускаю, что наблюдательница и правда не имела в виду ничего оппозиционного и, хоть это и маловероятно, вообще не знала о бело-сине-белом флаге. Но, к сожалению даже самые «системные» или «аполитичные» люди, живущие в России, должны уже понять, что нет причин волноваться и стараться не привлекать к себе внимания. Если товарищу полицейскому нужно очередное раскрытое дело, то он может докопаться до любых цветов или их словесных упоминаний. Например, словосочетание «голубое небо» явно содержит в себе пропаганду запрещённого «сообщества ЛГБТ»…


Прозрачность урн

В дни «выборов» ВВХ на очередной президентский срок многие удивлялись видеороликам с избирательных участков, где люди в полицейской форме (или в камуфляже и балаклавах) влезают в кабинки для голосования и проверяют, правильно ли голосующий обращается бюллетенем. Если человек обращается непривильно – его силой вытаскивают… Так люди с удивлением узнали о новой трактовке понятия «тайное голосование».
Вот это удивление – исключительно от плохой жизни. Потому что меня, например, избалованные демократией европейские друзья и знакомые уже много лет пытают вопросом: почему в России избирательные урны – прозрачные? Это же, говорят европейцы, может нарушить тайне голосования: кто-нибудь может увидеть, бюллетень с какими галочками туда кинули! А мне приходится объяснять эту «национальную особенность» и уточнять, что «зато видно, что там ещё с ночи не лежит пачка уже заполненных бюллетеней».

И вот вчера вечером я прочитал, что удивление европейцев наконец получило своё конкретное, практическое обоснование: 17 марта в Братске полицейские увидели на бюллетене антивоенный лозунг сквозь прозрачную урну и арестовали избирателя по статье о фейках. Пока не знаю, является ли этот случай единичным.
Зато знаю, что в планы на построение прекрасной России будущего следует записать ещё один пункт: избирательные урны не должны быть прозрачными. А их изначальную пустоту должны проверять независимые наблюдатели.


Некоторые издания пишут о поздравлении, которое лидер политического крыла ХАМАС Исмаил Хания направил ВВХ в связи с победой на «выборах». ХАМАС якобы рассчитывает на «укрепление уз дружбы и развитие сотрудничества» с Россией, и желает ВВХ «успешного труда в интересах народа России».
Всё это пишут со ссылкой на помойку под названием «РИА Новости», но не на само поздравление в хамасовском телеграмм-канале. Проверить реальное существование вышеуказанного поздравления в давно заблокированном канале я не смог и альтернативных ссылок пока на нашёл. Но даже если предположить, что всё сказанное в новости – правда, то она – прекрасна. Я такое раньше только в анекдотах и сатирических текстах читал, а тут какой-то оппозиционер в государственное издание пробрался, и написал о поздравлении одного террориста другому.
Так что даже если это – придуманная новость, то её всё рано нужно было опубликовать.