Наконец-то смог посмотреть фильм «Пепел и доломит» (режиссёр Тома Селиванова, 2023 год) – читал о нём ещё в начале прошлого года как о участнике кинофестиваля в Роттердаме…
Ну, да: русский фильм на кинофестивале в Европе в 2024 году – если вас это удивляет, то что же будет, когда вы сам фильм посмотрите? А ведь там есть, чему сильно удивиться. Например: в одном из самых первых и больших титров указано, что фильм снят при поддержке Министерства культуры – при том, что примерно 146% показанного, произнесённого и имевшегося ввиду в «Пепле и доломите» задолго до выхода фильма начало считаться непатриотично-экстремистским очернением велико-розовой истории российского государства. Вот вы бы увидели тот титр, и не узнали бы (по причине вполне понятной аллергии) о парадоксальном контрасте с содержимым, но ведь на то и есть здесь я – оберегающий вас от опрометчивых шаблонных действий! Не знаю, что сподвигло создателей фильма пользоваться именно этим источником финансирования, а Министерство – не отказаться от своего участия в проекте хотя бы когда конечный результат стал уже совсем очевидным, но персонажи фильма в реальных декорациях руин ГУЛАГа, Рыбинского водохранилища, Сандармоха и знаков «Последнего адреса» пытаются вспоминать и представлять себе сталинские репрессии, искать их следы, что-то объяснять друг другу и себе. Все их силы, в результате, уходят на поиски формы, а не содержания, и фильм получается – тот, который видим мы, а не тот, который по сюжету снимают они – о России сегодняшней: о той, на чью «государственную территорию» лучше не «проникать», особенно с багажом из непонятных мыслей, языка и отношений с иностранцами.
Совсем не уверен, что результат совпадает с первоначальным замыслом создателей фильма, но мне хотя бы видно, что они пытались сделать. Не смогли, потому что снимали про себя и для себя нынешних, ещё не разобравшихся в предмете и в своём отношении к нему, то есть ни на шаг не обогнавших собственных далёких от темы сталинских репрессий персонажей. Но и это – не основная причина, по которой фильм показался мне даже не дилетантским, а любительским.
В «Пепле и доломите» – очень хорошая картинка и достойное звуковое оформление, но чудовищные сценарий и актёрская игра. Два главных героя по сюжету посещают некоторые места, связанные с ГУЛАГом и делают это, как можно было бы заключить из их же слов и действий, на взаимовыгодной основе: он (бельгиец с немецкими корнями) с помощью проводника «из местных» ищет следы пропавшего деда-военнопленного, а она (русская) пользуется услугами звуко-техника, нужного ей для съёмок важного самокопательного (по её же словам) фильма. Вроде бы, всё понятно даже недоразвитому идиоту. Но потом в фильме возникает любовная составляющая, развивающаяся в скандал: оказывается, они не заметили реальных целей друг друга. А ведь они столько протопали вместе по северу центральной России – даже при том, что в каждой отдельной сцене выглядели, как только что вышедшие прогуляться в ближайшем парке дальние знакомые.
И вот погуляли они по страшным, но и красивым местам, поболтали, ничего не нашли в себе и для себя, в ближнем и для ближнего, а только столкнулись с нежелание посторонних знать и понимать историю. Главные герои видят, как эти непонимание и незнание проявляются в людях, но, кажется, не видят, как те же самые проблемы сильны в них самих.
Мне не показалось, что «Пепел и доломит» снимался именно об этом. И именно поэтому то, что получилось кажется мне странным фильмом.
Но авторы хотя бы начали искать в правильном направлении. А не сняли какие-нибудь розовые сопли про красивую жизнь или что-нибудь зет-патриотическое. Так что желаю им успехов в саморазвитии. У них всё ещё может получиться.
N.B.: давние читатели могли заметить, что я не смотрю фильмы некоторых жанров (анимация, фэнтези, боевики, лёгкие комедии, мюзиклы) и почти не смотрю сериалы. Если же вам интересны такие фильмы (или вы просто хотите узнать, откуда я узнаю о некоторых интересных фильмах) – можете поискать идеи для просмотра в кинорецензиях Алекса Экслера.