Архив рубрики «Политика»

От продолжительного чтения новостей про американские выборы мозг мой перегрелся и зациклился на вопросе:
А будет ли Маргарита Симоньян хотя бы кататься на автомобиле по просторам необъятной родины с американским флагом? И не сочтут ли такое поведение дискредитацией российской армии в связи с тем, что фактически избранный Трамп обещал завершить войну за один день.
Ну, типа, это же антивоенный митинг получился бы…

А если серьёзно, то не так мне страшен Трамп-президент – альтернативно одарёнными людьми у власти сейчас никого не удивишь –, как то, что у него в кармане в ближайшие два года будут обе законодательных Палаты. Неприятными будут не только результаты их деятельности, но подтверждение наличия большого кризиса в Республиканской партии: она не только не смогла найти в своих рядах нормального кандидата, но добровольно решила во всём слушаться худшего.


Вообще-то, мне всегда не нравились люди, которые из новостей читают только заголовки: хотя бы потому, что даже хорошо составленный заголовок несёт в себе минимальный минимум информации, а быть ленивым и не интересующимся человеком – плохо.
Но из правил всегда бывают исключения. Вот вам свежий пример: Генпрокуратура РФ объявила «нежелательной» деятельность «Международной ассоциации интеллектуальных игр». Уже смешно, уже выглядит как подтверждение давно известного диагноза.
А все подробности заключаются в том, что лихтенштейнская организация Internationale Assoziation für Intellektuelle Spiele («Международная ассоциация интеллектуальных игр») объединяет более двухсот участников спортивных версий «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринга», «Своей игры» и родственных им игр из стран Европы, Азии и Северной Америки. В уставе ассоциации прописано, что она не участвует в политической деятельности. И по версии Генпрокуратура РФ она – организация – «распространяет информацию, направленную на дискредитацию руководства России, внешней и внутренней политики страны». Генпрокуратура считает, что игроки задействованы в «в инициируемых зарубежными антироссийскими центрами пропагандистских кампаниях, направленных на продвижение протестных и деструктивных идей в России».
Хотелось бы уточнить: а чем ещё может заниматься ассоциация интеллектуалов, даже если её основная цель – игра? Она уже самим своим существованием и образом мысли и жизни дискредитирует руководство РФ, а также его внешнюю и внутреннюю политику.
В общем, банальная новость – хватило бы одного заголовка.


Патриарх РПЦ Кирилл Гундяев на встрече с участниками программы «Время героев» (проект по переподготовке бывших участников войны с Украиной в чиновники) заявил, что православная церковь не осуждает смертную казнь. И, следуя профессиональному долгу, сослался на авторитетного сказочного персонажа:

Господь Иисус Христос смертную казнь не осуждал, хотя сам незаслуженно претерпел смертную казнь. Конечно, убийство человека в наказание за его преступления – это крайняя мера. И потому идеально было бы, чтобы люди не совершали таких преступлений, за которыми бы следовала смертная казнь. Но в слове Божием есть такие слова: «Измите злаго от вас самех». То есть, если есть человек опаснейший для общества и если его невозможно никак изолировать, его нужно убрать.

Я, конечно, совсем не теолог, а, наоборот, самый настоящий апатеист, но припоминаю, что Иисус 1) вообще много чего интересного не осуждал и 2) совершенно точно осуждал присутствие торговцев в Храме и роскошь. Но у Гуни, вероятно, до сих пор просто не было случая про это вспомнить – все его думы обращены к смерти и убийствам.
Зато я могу вспомнить – не только как не теолог, но и как не патриарх – что когда-то, уже очень давно, одной из полезных функций духовенства было сочинение и распространение (устно для народа и в печатном виде для особо социально близких и образованных) текстов в стиле «Что такое хорошо и что такое плохо». Относительно простым языком и на простых примерах молодому человеческому обществу объяснялось, как и почему нужно хорошо себя вести. А потом человеческое общество повзрослело и перестало нуждаться в примитивном объяснении базовых принципов. К тому же, оно «превзошло своего учителя», стало ещё более развитым, чем когда-то воспитывавшая его Церковь.
А Церковь отстала от человеческого прогресса, не заметила прогресса человечества, не смогла или не захотела повысить предлагаемые стандарты поведения и стала архаичной. И вот такую организацию выбрал для работы и карьеры Гундяев, только на это у него хватило сил и возможностей. Так зачем стебаться над убогим?
P.S.: а исполняет Гундяев заказ по постепенной подготовке общества к возвращению смертной казни, или не исполняет – мне не интересно. Если кое-кто захочет её вернуть в России – спокойно сделает это и без помощи патриарха.


Ещё на прошлой неделе издание The Bell опубликовало большой и интересный материал о крахе того самого Пробизнесбанка, о котором не так давно все вспомнили (иногда – вынуждены были вспомнить) в связи со спором Максима Каца и руководством ФБК.
И я хотел обратить ваше внимание именно тот материал – он интересен даже в чисто историческом смысле, без всякой связи с тёрками внутри российского диссидентского сообщества и независимо от вашего (нашего) отношения к этим самым конфликтам.
В общем, не пропустите. Если, по какой-то странной причине, ещё не читали.


Ну наконец-то!

Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что следует отказаться от названия «армянский коньяк» и называть производимый в стране крепкий алкогольный напиток бренди:

Мы вышли из культуры потребления «Советского шампанского». Однако шампанское – это не игристое вино, а игристое вино, произведенное из винограда, выращенного в регионе Шампань. Равно как и коньяк – бренд, который производится из винограда, полученного в регионе Коньяк.

Я совершенно не разбираюсь в качестве  бухла  алкогольных напитков в общем и коньяков в частности, а потому ничего не могу ответственно утверждать о реальном качестве знаменитого армянского «Арарата». Зато я теоретически понимаю, что алкогольная продукция – одна из относительно немногих возможных статей экспорта с высокой добавочной стоимостью, которые прямо сейчас технически доступны Армении.
В странах бывшего СССР «Арарат» покупали бы и со словом коньяк на этикетке – там его хорошо знают и любят (любят?) именно под привычным наименованием. Но западные рынки Армению сейчас, похоже, интересуют гораздо больше – это политически понятно, в этом нет абсолютно ничего плохого ни с какой точки зрения (но это – именно то, на что стоит обратить внимание).
В общем, заявление Пашиняна (пока, правда, только заявление) настолько банально нормальное, что даже нет смысла обсуждать его с юридической точки зрения. Собрались исправить некорректное (как исторически, так и юридически) использование слова коньяк – и молодцы.


Слышать главное

Вчера глава Совета по правам человека при президенте РФ Валерий Фадеев заявил «Интерфаксу», что в современной РФ нет политических репрессий:

Мы войну с Западом ведём. И какие-то минимальные ограничения к тем, кто фактически выступает на стороне врага, это не репрессии, это минимальные санитарные меры.

Знать и периодически вспоминать о полном соответствии Валерия Фадеева собственному положению в российском государстве – полезно. Такое государство так видит защиту прав человека. А цитаты вроде вышеприведённой даже неким образом бодрят мозг. Но из-за первой реакции всё-таки не стоит терять главное: одновременно с отрицанием очевидного, Фадеев вскользь напоминает, что развязывание и ведение агрессивной войны он считает абсолютно нормальным делом, на разговоре о котором даже не стоит особенно останавливаться.
Сама война (названная по имени!) ни человеческой реакции, ни профессионального интереса у Валерия Фадеева не вызывает. А люди, которые против неё – да. Это – то главное, что нужно слышать в его словах.


В конце сентября Максим Кац выпустил расследование – на видео и в текстовой версии – о деятельности банкиров Александра Железняка и Сергея Леонтьева, которые в России украли у клиентов «Пробизнесбанка» десятки миллиардов рублей, а теперь на Западе выдают себя за политических беженцев, пользуясь политической защитой ФБК (не за спасибо).
ФБК грозно пригрозил ответом, и почти через всего какой-то месяц опубликовал его. Там, по факту, говорилось, что Кац – подлая редиска, и вот вам документы о том, что деньги – и правда ворованные.
Нет, то есть сами деятели ФБК не произнесли слово ворованные. Его произнесли люди, которые, в отличие от ФБК, умеют читать опубликованные документы (или просто не имеют намерения нагло врать своим слушателям).
Новая серия истории вышла довольно быстро: вчера директор ФБК Михаил Жданов обиженно написал «С нас хватит, мы больше в этом всем разбираться не будем».
А и правда, что вы пристали к людям? Они признались, как умели. Зачем тратить ценные и не бесконечные силы на то, чтобы их добивать? Мы же всё-таки узнали о нынешнем ФБК ещё чуть больше информации, полезной для адекватного отношения к этой организации. Проще и полезнее всего было бы теперь о ней – организации – забыть и начать двигаться дальше.


Борис Вишневский – депутат Заксобрания Петербурга и заместитель председателя партии «Яблоко» – сообщил о том, что сложит депутатские полномочия из-за статуса «иностранного агента»:

С решением Минюста, объявившего меня «иностранным агентом», я категорически не согласен. Понимая, что добиться справедливости и законности по политическим делам сегодня практически невозможно, оспариваю это решение в суде и продолжу это делать, защищая свое доброе имя и репутацию. Однако, сейчас законодательство вынуждает меня сложить депутатские полномочия.

К сожалению для Санкт-Петербурга, это была предсказуемая, даже ожидаемая новость. И я могу просто пожелать Борису Вишневскому три вещи.
Во-первых, удачи.
Во-вторых, успеть стать депутатом Заксобрания Петербурга в более человеческую эпоху.
А в-третьих, выйти уже, для защиты своего доброго имени и репутации, из червивой партии «Яблоко» (и перестать поминать её через слово). Потому что «иностранный агент» хотя бы отправлен – хоть и против своей воли – в компанию в основном хороших людей. Нахождение же в компании яблочников, начиная с самого её верха, уже много лет дискредитирует любого человека – независимо от его личных широко известных достоинств.


Субботнее чтение

Об участии – то ли всё приближающемся, то ли уже начавшимся – участии северокорейских военных в путинско-украинской войне говорят и пишут всё чаще. Пора считать это участие фактом и начинать читать о том, почему оно – довольно странный феномен: как чисто технически, так и с точки зрения внутренней северокорейской политики.
В указанной статье, правда, не говорится о том, что приобретение реального и современного военного опыта северокорейской армией – серьёзная забота для соседей КНДР, о которой китайские или южнокорейские политики много чего уже могли высказать в общении с ВВХ. Но это – отдельная большая и серьёзная тема.


В статье 4 договора «О всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и КНДР» говорится:

В случае если одна из Сторон подвергнется вооруженному нападению со стороны какого-либо государства или нескольких государств и окажется таким образом в состоянии войны, то другая Сторона незамедлительно окажет военную и иную помощь всеми имеющимися в её распоряжении средствами в соответствии со статьёй 51 Устава ООН и согласно законодательству Российской Федерации и Корейской Народно-Демократической Республики.

А в ответе ВВХ на вопрос журналиста NBC News о спутниковых снимках, которые показывают, что северокорейские военные находятся в России («Что они там делают и не будет ли это ещё большей эскалацией в украинской войне?») говорится:

Снимки – вещь серьёзная. Если есть снимки, значит они что-то отражают. Хочу обратить ваше внимание, что не действия России привели к эскалации на Украине, а госпереворот 2014 года, поддержанный прежде всего США.

То есть, как я и «предполагал», это КНДР оказывает военную помощь путинской РФ. Очевидно, что совсем не только ради соблюдения межгосударственного договора, но оказывает: это – главное. Можно было бы начать смеяться над тем, к чьей помощи прибегает обладательница «второй армии мира», но это – как-то не интересно. Интереснее отметить для себя логику, следующую из двух приведённых выше цитат.
Оказывается, КНДР оказывает военную и иную помощь РФ потому, что на РФ напали Украина и США (хорошо хоть не НАТО). Когда же они напали? Ранним утром 24 февраля 2022 года? Или за восемь лет до этого, когда начали «бомбить Донбасс»? Или, вы удивитесь, уже после начала российского «ответа» – в сентябре 2023 года, когда четыре украинских региона были внесены в российскую «Конституцию»?
Я – не журналист, не политолог и не знаток путинского мозга, а потому затрудняюсь определить, в какой из перечисленных моментов это «нападение» случилось. Но понимаю, что чисто логически моментом нападения нам предлагается назначить один из тех самых моментов.
Надеюсь, что умные люди нам это разъяснят.
А сама путинская «логика» – совсем не новая, факту её существования я уже давно не удивляюсь.