Архив рубрики «Политика»

На неделе «Медиазона» опубликовала в антропологическом смысле интересную подборку историй о россиянах, калечащих и убивающих друг друга в ходе – или в результате – споров о войне в Украине.
Этот познавательный и страшноватый текст – не просто ценная хроника российской жизни 2024 года. Он, текст, показывает, как «великий тактик» ВВХ своей войной в Украине достиг ещё двух «неожиданных» целей, о которых пока не особенно часто говорят: очень своеобразно укрепил и углубил так часто поминаемое единство и убил ещё некоторое количество россиян. Да: именно он, ВВХ, этих результатов достиг. По сравнению со страданиями жителей Украины они могут показаться чем-то не особенно крупным и серьёзным, но мы-то всё равно должны ему это запомнить…
В общем, почитайте. В статье, уверен, перечислены только некоторые из ставших известными журналистам случаев.


Прогнозы-пугалки

В отличие от прошлых лет, в этот раз САКСО-БАНК, вроде бы, не стал публиковать свой классический «страшный прогноз» на новый год (в данном конкретном случае, на 2024-й), в котором он обычно перечисляет маловероятные, но потенциально катастрофические для нашего мира события. Зато появился аналогичный по сути прогноз от журнала «Time»: политолог Ян Бреммер опубликовал там статью «10 главных глобальных рисков 2024 года».
Самое весёлое соображение в той статье – о том, что разросшийся с 1 января до десять членов (и, фактически, перешедший под контроль Китая) БРИКС не станет серьёзным конкурентом Большой семёрки. Соображение это можно читать примерно как «компания из десяти мышей не станет конкурентом для семи котов». Потому что в Большую семёрку входят крупнейшие экономики мира, от которых зависят те десять – хоть и не всегда мелких, а даже более или менее развивающихся –, что входят в БРИКС. Зависят хотя бы потому, что весь их экономический рост и потенциал зависят от экспорта в страны Большой семёрки. Страны БРИКС могут организовываться как хотят, принимать решения и общие стратегии какие хотят, пытаться диктовать условия какие хотят, но без экспорта в большие экономики деваться им особенно некуда.
Так что всё верно – не конкуренты…


Цензура наоборот

The Financial Times пишет, что Европейская комиссия, реагируя на жалобы некоторых оппозиционных белорусских журналистов, призвала Google, Meta и другие крупные технологические компании помочь независимым медиа из Беларуси и России, продвигая их материалы выше в новостных лентах и агрегаторах, чем публикации проправительственных изданий.
Сама идея может показаться интересной и даже полезной, но я пока не представляю себе, насколько она реализуема на практике. Я знаю многих российских оппозиционеров в изгнании, которые постоянно общаются с европейскими политиками и могут составить довольно обширный и представительный список «хороших» российских СМИ: независимых от государства по формальным признакам и оппозиционных по содержанию. Но я пока не понимаю, будет ли возможность поддерживать этот список в актуальном состоянии. На самом деле, на рынке русскоязычных СМИ то появляются новые проекты, то, наоборот, существующие запрещаются государством по совершенно надуманным обвинениям и, теоретически, их товарные знаки могут передаваться в пользование проправительственных СМИ (а кто российскому государству помешает проделать такой финт?).
Ну и, конечно же, я помню про древнюю проблему фейсбука (принадлежащего компании Meta), где модераторы русскоязычного контента всегда вели себя странно: банили, не вдаваясь в подробности, отдельных пользователей за контент, противоречащий государственной российской политике – просто реагируя на необоснованные сообщения проправительственных стукачей. Может ли подобное явление произойти и в отношении негосударственных СМИ? Может.
Но сама идея – правильная: нужно начать её продвигать и как-то реализовывать.


Совершенно не интересуюсь российской эстрадой – да и вообще эстрадой (которую по привычке именую попсой) – и не знаю даже имён большинства её представителей, но почему-то вдруг заинтересовался феноменом Анны Асти. Заинтересовался не в музыкальном смысле, а в политическом.
Вот приехала украинская певица в Россию, начала утверждаться на сцене, завоёвывать большую аудиторию, делать вид, что не замечает аннексию Крыма в 2014-м и начало большой войны в 2022-м, в конце 2023-го идёт на «почти голую вечеринку» Ивлеевой… Всё это что-то должно нам сказать нам о ней, как о человеке – и именно поэтому мы можем просто пожать плечами и пройти мимо. Если, конечно, не являемся любителями попсы в общем и творчества Асти в частности.
А вот почему российская государственная пропаганда не начала открыто эксплуатировать фигуру популярной среди россиян украинской певицы, которая «выбрала Россию» – как-то я до сих пор не понимаю. Начала бы открыто эксплуатировать – я бы точно это заметил за последние 22 месяца. А я только в эти дни и вижу, что даже её – Анну Асти – начали «отменять» за ту самую «почти голую вечеринку». Впрочем, особой тонкостью приёмов и дальновидностью российская пропаганда пока не овладела.
Саму же Анну Асти я не жалею, но и о настигшей её «карме» ничего сочинять не буду. Я просто продолжаю наблюдения.


ВВХ подписал указ о приёме в российское гражданство иностранцев, заключивших как минимум годичный контракт на службу в армии или в «воинских формированиях» в период «сво». На основании указа, гражданство помимо самих подписавших контракт смогут получать также члены их семей: супруги, дети и родители.
Помимо самого факта появления подобного указа (не самого большого злодеяния из всего того, что натворил за время своего правления ВВХ), расстраивает меня тот факт, что в условной «Прекрасной России Будущего» будет юридически затруднена (или почти невозможна) отмена прямых бюрократических последствий этого самого указа. Вот приехал какой-нибудь иностранец в РФ, подписал контракт с армией и предоставил об этом достоверную информацию при подаче документов на гражданство. А граждане – все равны, никаких категорий у них нет, быть лишены гражданства только на основании способа его получения – они не могут. И будем мы, нормальные люди, равными тем, кто приехал убивать наших соседей в том числе и ради красной паспортины.
Правда, прекрасные юристы будущего могут найти способ извернуться, и объявить незаконным способом получения гражданства на основании незаконного указа, но мне без шуток будет интересно посмотреть на технические обоснования такого хода.


Типичная ситуация для начала января каждого года: вперемешку с вялотекущими новостями дня сегодняшнего, как минимум всю первую неделю нового года со всех сторон продолжают выпадать тексты о итогах года прошедшего. Но почти каждый год добавляет этой традиции что-то новое.
Нововведение этого января (или это я такого раньше не замечал?) – список отставок в мире культуры за прошедший год. Ну, как публикуют обычно список умерших в прошедшем году, а теперь – «отставленных».
При этом, за некоторых фигурантов нового типа списка я даже рад: у них теперь меньше забот, нет необходимости думать о своём коллективе и, в то же время, собственном публичном человеческом образе.


Видос про 2023 год

Вероятно, некоторые из вас уже заметили, что 2023 год заканчивается в воскресенье. В связи с этим у меня появилась еще одна причина выложить – в качестве воскресного видоса – какой-нибудь видео-пересказ уходящего года. Но поиск такого видео оказался задачей непростой. Просто, мне продолжает казаться, что этот год, хоть и оставляет общее впечатление наставшего сумасшествия планетарного масштаба, не был полон конкретных событий. Мы увидели некое завершение, развитие или стагнацию каких-то негативных процессов, но реальных событий на ум приходит очень мало.
И я вижу, что даже профессиональные авторы обобщающих видеороликов оказались в этот раз в некотором затруднении. Вот, например, видео-пересказ 2023 года по версии «Time»:

Или ещё более странный видео-обзор «VOX»:

Но, по крайней мере, дух этих роликов хоть как-то соответствует тому впечатлению, которое 2023 год оставляет у меня в голове…
Всех с наступающим!


Много кто в эти дни начал публично подводить итоги уходящего 2023-го года – как личные итоги, так и мировые. Личные итоги, в действительности, интересны мало кому, кроме подводящего их человека. А итоги года в мировом масштабе кажутся, на первый взгляд, малоинтересными вообще для всех. Ну, да: в общем 2023 год оставляет нам ощущения глобального пиздеца, но вот список его конкретных событий – не такой уж и большой.
Карабахский кризис на какое-то время закончился (не лучшим образом), израильско-хамасская война снова вошла в острую фазу (худшим образом), украинское наступление не привело к желанным результатам (и это даже событием назвать трудно), умерло ещё какое-то количество хороших людей…
А потому в качестве традиционного «субботнего чтения» я в этот раз поставлю ссылку на фотографический пересказ военных действий 2023-го года в Украине. В определённом смысле, это – тоже итоги, пусть и ограниченные только одной, но важной темой.


Японская газета Nikkei пишет, со ссылкой на собственные источники, что в марте 2023 года во время визита Си Цзиньпина в Москву Владимир Путин заявил главе КНР, что Россия намерена воевать в Украине как минимум пять лет. На основании этих слов Nikkei делает вывод о том, что «не следует принимать за чистую монету» сигналы ВВХ по дипломатическим каналам о готовности к переговорам о прекращении огня.
Ну, мы-то (в отличие от Nikkei) уже давно знеаем, что ВВХ говорит о войне, как о новой постоянной действительности, а не о событии, у которого может быть какой-либо видимый конец. Поэтому было бы очень интересно узнать, почему для «китайских партнёров» ВВХ решил взять с потолка именно цифру 5. Такой срок соответствует его представлениям о долгосрочном планировании? Типа, вот на какое большое количество лет мы готовы отдать весь наш внутренний рынок только вам, дорогим китайским поставщикам всего на свете?
Как-то я не уверен, что Си Цзиньпин готов обрадоваться от такого обещания – отношения со всем остальным миром ему явно выгоднее, чем пять лет полностью «преданной» ему бедной подсанкционной России.


Крутой салют

Всё никак не могу решить: уничтожение российского большого десантного корабля «Новочеркасск» Черноморского флота РФ с партией дронов на борту – это запоздалый рождественский салют, или ранний новогодний?
В любом случае, смотрится круто:

Желаю украинской армии продолжить праздновать в подобной манере до скорого победного конца.