Архив рубрики «Политика»

Субботнее чтение

«Медиазона» подсчитала, что за семь месяцев 2023 года в российские суды поступило больше уголовных дел по статье о финансировании «экстремистской» деятельности, чем за весь 2022 год: 25 против 18. Я удивился было, что в статистике не указаны дела, возбужденные по поводу финансирования ВСУ, но потом вспомнил, что это уже проходит по «террористической» статье.
А сама рекомендуемая статья интересна не только напоминанием о том, кого российское государство почему-то считает «экстремистом», но распределением дел по разным «экстремистским категориям». Становятся видны интересные и неожиданные тенденции.


Оказывается, Батько дал недавно большое интервью про своего спонсора Путина, и среди прочего сказал что-то вроде этого: «Как человек абсолютно адекватный и опытный, он анализирует, просчитывает, пытается заглянуть вперед. Он с бухты-барахты ничего делать не будет».
Всё интервью слушать мне как-то лень, но не могу исключить, что подобной дискредитации ВВХ там хватает. Что Лукашенко подробно рассказывает о тех аналитических способностях ВВХ, благодаря которым он начал не выигрываемую войну, подвёл свою страну под санкции и т.д. и т.п.. Как бы Лукашенко не отлучили от бюджета за такие откровения…


Украинский проект «Хочу жить», который помогает российским военным сдаваться в плен, объявил о ещё одном – новом – направлении своей деятельности: инициации передачи российских политических заключённых (но «только» осужденных за протесты против войны) в Украину «через обмен или другими способами».
Идея, конечно, интересная и полезная для российских политических заключённых. За неё стоит сказать большое спасибо хотя бы потому, что Украине от её реализации нет особой практической пользы – в отличие от сокращения численности российских военных на фронте. В то же время, идея – какая-то утопическая. Утопическая – потому что обмен заключённых можно реализовать только на государственном уровне, а украинскому государству, по понятным причинам, сейчас как-то немного не до того. Разве что предпримут воспитательную попытку научить людей различать между мирными и провоенно настроенными русскими, но и это может не оказаться задачей номер один.
В общем, особенных надежд на реализацию идеи я бы не возлагал.


Ещё один вырвался

Пишут, что бывший министр сельского хозяйства и потребительского рынка Коми Денис Шаронов, после того, как «стал получать сигналы», что ему небезопасно оставаться в России из-за продолжающегося конфликта с властями региона, уехал в США, уже устроился работать дальнобойщиком, и попросил политического убежища.
До сегодняшнего дня я, кажется, ничего не знал об этом человеке и даже не слышал его имени. Не знаю, каким он был чиновником – эффективным, или нет, честным или коррупционером (не время ржать). Но с самого момента прочтения новости я сильно за него болею: потому что если у него всё получится с убежищем (то есть, американские власти найдут техническую возможность и просто мудрость ему помочь), то и другие российские чиновники увидят, что сбежать от ВВХ возможно. Через почти восемнадцать месяцев после начала войны некоторым, конечно, бежать поздновато, но большинству – лучше поздно, чем никогда.
Всё ещё сохраняется шанс оставить ВВХ в одиночестве или хотя бы усилить сомнения в его окружении.


Оказывается, на опубликованную от имени Навального обличительную статью и правда обиделось большое количество народа. Странные люди – как и сама причина обиды.
Понятно, что статья написана на основе реальных тезисов Навального, но есть три но: финальный текст определённо писал не он; спорить с сидящим в колонии технически невозможно; каждый автор имеет право и шанс на создание глупого и неуместного текста.
В общем, всё идёт как обычно: люди тратят эмоции на какую-то хренотень. А могли бы просто вежливо сделать вид, что ничего не заметили.


Субботнее чтение

В эту субботу посоветую статью Сергея Вакленко — написанную для портала Carnegie Politika — о том, что произойдёт после распространения войны и на территорию Чёрного моря. Российские власти ведь как бы «вышли» из зерновой сделки и обещали принимать какие-то там меры против проходящих судов за/с зерном… Вот в статье и предпринята попытка описать первые последствия.


Волож про войну

Радуюсь каждый раз, когда появляется возможность не оставлять важный пост без продолжения.
Сооснователь Яндекса Аркадий Волож вчера распространил заявление о своём отношении к войне в Украине. Я бы добавил «наконец-то», но это в какой-то мере выглядело бы осуждением и намёком на запоздалую реакцию. На самом же деле только клинические инфантилы и неумные чудаки, совсем незнакомые с реальной жизнью в общем и с особенностями ведения бизнеса в России в частности, могут кого-то осуждать за то, что он не создал проблем тысячам людей и не грохнул на ровном месте главное дело своей жизни только ради того, чтобы поскорее сказать несколько очевидных слов.
Если бы у Аркадия Воложа было намерение проигнорировать общественный интерес к своему отношению к войне или, даже, зигануться (предпосылок к последнему варианту я не видел вообще), то он бы его осуществил. Так что лучше поздно, чем никогда.
Я рад любому противнику войны.


Скорее всего, вы уже слышали о расследовании «Проекта» о российских олигархах, работающих на поддержание войны в Украине (и зарабатывающих на ней). Возможно, вы это расследование даже уже прочитали.
Но я всё равно поставлю ссылку – потому что такое грандиозное расследование не должно оставаться незамеченным или забытым.
А я сам не могу понять, как крупный бизнесмен может быть настолько альтернативно одарённым. Ведь на войне можно хорошо заработать, но невозможно не понять, что война когда-нибудь закончится – скорее всего, ещё при твоей жизни. Закончится поражением – потеряешь как деньги, так свободу (в лучшем случае, будешь до конца жизни прятаться в глухом районе собственной страны), так и репутацию (помогал правителю-агрессору). Закончится победой – останешься при деньгах, но без репутации (помогал правителю-агрессору) и без возможности ездить и делать дела в цивилизованных странах. Вот такой выбор всего-то из-за того, что прямо сейчас боишься потерять приходящие не последние деньги. Не понимаю.
И ведь некоторые из них ещё и надеются от санкций освободиться…


Российские чиновники обратились (вроде бы) к ВВХ с просьбой разрешить им и дальше закупать автомобили иностранного производства.
ВВХ отказал – пусть, говорит, ездят на российском.
Чиновники расстроились.
Журналисты вспомнили Немцова, который во время вицепремьерства неудачно пересаживал чиновников (и пересаживался сам) на «Волги».
Автоваз быстро отрапортовал, что для чиновников-то он автомобили произвести сможет, не смотря ни на какие санкции (это для населения сейчас не особенно получается, а чиновников в России совсем-совсем мало…).
В общем, неправыми оказались все. Потому что все забыли, что в России же теперь «производится» «Москвич-3», который на самом деле – китайский JAC JS4 с наклеенным москвичевским шильдиком. Закупив сей автомобилесодержащий продукт, чиновники ни ВВХ не обидят, ни себя.

Не Майбах, конечно, но и не Лада Веста.


Прогноз RAND

Эксперты американского аналитического центра RAND Corporation Рафаэль Коэн и Джан Джентиле считают, что украинское наступление 2023 года более похоже на высадку союзников в Нормандии в 1944 году, чем на позиционную Первую мировую войну. И, развивая аналогию, не исключают, что украинская армия в ближайшие недели может добиться своего «прорыва в Нормандии».
Как бы сильно мне ни нравились подобные прогнозы, как бы ни хотелось мне им верить, но я бы всё-таки пожелал, чтобы такое не публиковалось (при возможности, даже запретил бы).
Всё то, что даёт большую надежду на скорую победу Украины в этой войне вредит прежде всего Украине, так как приводит защищающийся народ к той череде неоправдавшихся ожиданий, которые в результате могут привести к раздражению и потере всякой надежды на счастливый конец. Лучше уж готовиться к очень долгой войне, а потом радоваться каждому успеху.