Можно сказать, что есть три новости.
Хорошая новость: Алексей Навальный вчера, после 19 дней неизвестности, всё-таки нашёлся.
Плохая новость: мучать его решили не только особо «строгими» условиями тюремного содержания, но и климатом заполярья (к климату прилагаются гигантские комары и тучи мошкары).
Странная новость: вопреки ожиданиям скептически настроенных журналистов, Навальный всё-таки нашёлся до выборов Путина России (мог бы и не найтись – чтобы от его авторитетного имени не вносилась смута в мозги голосовальщиков; правда, я не совсем уверен, что имеет смыл пытаться кого-то переубеждать).
Неожиданной можно считать только третью из перечисленных новостей.
Архив рубрики «Политика»
Прочитал на «Медузе» большой репортаж о преследованиях российских релокантов в Сербии. Узнал много нового и, в то же время, не сильно этому новому удивился – учитывая всё то, что я знаю о совсем не плохих отношениях государств Сербии и России. Удивляет меня (да, до сих пор) одна небольшая деталь.
Удивляет меня то, что Сербия до сих пор пытается больше понравиться Путину, чем остальному цивилизованному миру. Хотя могла бы проявить хотя бы минимум хитрости и воспользоваться мощнейшим притоком мозгов. Приток мозгов обычно равен притоку денег и престижа – то есть тех ресурсов, которых в нынешней Сербии не завались. И, к тому же, сербские власти тоже не могут не понимать, что режим ВВХ не вечен (по чисто физиологическим причинам он протянет, в худшем случае, ещё лет десять), а раскрученные новые деньги и репутацию можно будет использовать гораздо дольше.
Хотя, некоторые другие страны, в которые подались несогласные с войной россияне, тоже этих вещей не понимают.
Позавчера всем уже известная ржевская журналистка Екатерина Дунцова всё-таки подала документы в ЦИК для регистрации инициативной группы, поддержавшей выдвижение её кандидатуры на выборы голосование за Путина РФ. А вчера сотрудники министерства юстиции пришли с проверкой к нотариусу, который заверил протокол регистрации инициативной группы. Ранее, после того как Дунцова объявила о своём намерении выдвинуть свою кандидатуру, её вызвали в прокуратуру, а ВТБ заблокировал переводы на её имя. Но сама Екатерина Дунцова, как ни странно, ещё находится на свободе, не объявлена иноагентской экстремисткой террористкой, укравшей весь снег в поле и т.д. и т.п..
И всё-таки мне пока кажется, что её поход на выбора – не кремлёвский проект. Прежде всего потому, что её неожиданное выдвижение и прессуха со стороны государства выглядят какой-то слишком тонкой игрой для того Кремля, к которому мы привыкли за последние два десятилетия. Не могли же они всё это время тупо сажать и не пущать реальную оппозицию, предлагать народу фейковых оппозиционеров вроде Собчак, а потом вдруг, ни с того, ни с сего, решить показать внутренним и внешним недовольным, что «у нас тоже бывают независимые кандидаты из народа».
Если, конечно, они не наняли и не послушали, «наконец-то», какого-то политтехнолога с минимум двумя извилинами в мозгу.
«Срок военной службы граждан РФ, призванных в рамках частичной мобилизации, истекает по завершению периода частичной мобилизации на основании соответствующего Указа Президента РФ. Установление иного срока военной службы граждан РФ, призванных в рамках частично мобилизации, полагается нецелесообразным», – написало Министерство «Обороны» в ответ на предложение Бориса Вишневского ограничить одном годом срок службы призванных по мобилизации.
Не знаю, как вы, а сразу вспомнил прошлогодние утверждения разнообразных чиновников (в том числе и пресс-секретаря ВВХ Пескова) о том, что указ о частичной мобилизации не требуется. И теперь мы знаем, что не требуется аж по двум причинам. Во-первых, мобилизация не закончилась, а ползёт себе своим ходом в провинции, где большинство журналистов и активных противников войны её не замечает. А во-вторых, мясо уже мобилизованных не перестало быть нужным.
В общем, всё в определённой степени логично.
Исполнительный директор «Викимедиа РУ» (организации, которая поддерживает российскую «Википедию») Станислав Козловский вместе с другими членами некоммерческого объединения приняли решение закрыть проект. Связано решение с тем, что по информации деканата факультета психологии МГУ – где Станислав Козловский проработал доцентом почти 25 лет, до позавчерашнего вынужденного увольнения – в ближайшую пятницу Козловского признают «иностранным агентом», а это означает, что в скором времени могут «прийти» и за остальными членами команды «Викимедии РУ». Лишние риски людям сейчас совсем не нужны.
Новость, конечно, плохая – как для «Викимедии РУ», так и для пользователей российской Википедии – но не фатальная. Да, на данный момент русскоязычный сегмент Википедии находится на 7-м месте по количеству статей (почти два миллиона), качество этих статей часто довольно высокое. Но ликвидация «Викимедии РУ» не означает, что русская Википедия закроется. Ликвидация организации означает, что понизится качество контроля за качеством статей: следить и редактировать их теперь будут только менее организованные в единое сообщество волонтёры. И отдельно взятая русская Википедия рискнёт немного откатиться в сторону «истоков» всего википедийного проекта: непонятно кто будет вносить непонятно какие правки в любые статьи.
В связи с этим мы, пользователи, должны будем быть ещё более бдительными: критически относиться к любой прочитанной в Википедии информации, по возможности читать аналогичные статьи в других языковых версиях (и/или ещё и в других источниках). И, когда являемся настоящими экспертами в какой-то области, хотя бы самостоятельно удалять из прочитанных статей явную лажу.
Вот, хотя бы вас я предупредил.
Вчера подСледственный комитет «наконец-то» возбудил против Бориса Акунина дело по статьям о «фейках» о российской армии и о публичном оправдании терроризма, а Росфинмониторинг внёс Акунина в свой перечень террористов и экстремистов. То-то издательство АСТ на прошлой неделе объявило о прекращении издания и распространения его супер-продаваемых книг…
Сам Акунин все эти события оперативно и взвешенно комментирует у себя в фейсбуке, так что можно было бы просто оставить здесь ссылки на его посты. Но я просто хотел добавить, что меня тоже сильно удивил один аспект: оказывается, ни Борис Акунин, ни его «сообщник» Григорий Чхартишвили, никогда не были объявлены в РФ «иностранными агентами». Я не каждый день перечитываю иноагентский список, а потому был уверен, что такого приличного человека не могли не наградить иноагентским статусом одним из первых. Но, нет – оказывается, оплошали. А теперь начали активно навёрстывать упущенное.
Чего это они вдруг…
А вот у журналистов The Insider хватило нервов послушать и посмотреть в четверг всю прямую линию ВВХ целиком. И они сделали для нас видео-обзор самых значимых моментов:
Да, если бы это не было так грустно…
За день о последней «прямой линии» ВВХ издание «Важные истории» опубликовало исследование о том, с какими не относящимися напрямую к войне просьбами обращаются жители России к президенту. Если совсем коротко, то обращаются они к нему как Деду Морозу и просят, в основном, денег. А если подробно – то лучше читать само исследование: там рассказывается, кто, откуда и какие проблемы пытается решить. Некоторые детали мне показались не полностью неожиданными, но интересными.
И, конечно же, важно помнить, что даже так называемые «мирные» вопросы в большинстве случаев являются следствием всей 23-летней политики ВВХ в целом и войны против Украины в частности. Потому что ресурсы, силы и внимание государства всё время направлены куда-то совсем не туда. И совсем не на тех – а немногих «правильных» – граждан. А обычные люди иногда скатываются до того, что начинают просить подачек прямо у «доброго царя».
В общем, читайте о том, какие повседневные нерешённые проблемы волнуют сейчас просителей ВВХ.
Вчера прошла очередная (но первая с момента начала большой агрессии против Украины) «прямая линия» ВВХ. Чтобы случайно не пропустить чего-то важного, но в то же время не слишком повредить остатки мозга, я прочитал несколько очень кратких обзоров (например, один и два) и узнал то, что и так можно было предположить: за четыре часа никаких сенсационных заявлений сделано не было, серьёзных вопросов всего лишь президентику задано тоже не было, большой раздачи дров и новых дворовых туалетов не случилось.
Единственный интересный момент – ответ ВВХ на вопрос корреспондента Life о деле ведущей блога «Адские бабки» журналистки Александры Баязитовой (приговорённой к пяти годам колонии по обвинению в вымогательстве). Корреспондент Александр Юнашев спросил, насколько действия Баязитовой «сопоставимы с такими огромными запросами прокуратуры» (14 лет лишения свободы) и предложил «переписать некоторые статьи уголовного кодекса». «Где вообще та грань, когда наказывают настоящих вредителей, а когда начинается охота на ведьм?».
Ну в ВВХ, с неожиданной для него искренностью, взял, и ответил: «Какая охота на ведьм? Я не знаю этой ситуации до деталей. Что там охота на ведьм, что она такого сделала, чтобы на неё охотиться? Она что, какой-то там крупный оппозиционный деятель что ли? Никто, уверен, на неё не охотится».
То есть, признал, что в его логике «охотиться на крупных оппозиционных деятелей» – это нормально, и он сам в таком деле участвует.
Это чистосердечное признание ему, может, и зачтётся, но не сильно поможет.
Reuters и CNN пишут, со ссылкой на рассекреченный отчёт американской разведки, что потери России в войне с Украиной составили 315 тысяч военнослужащих убитыми и ранеными, то есть 87% личного состава, которым располагало Министерство «обороны» РФ к 24 февраля 2022. Источники изданий, знакомые с разведданными, утверждают, что российские потери в личном составе и бронетехнике отбросили военную модернизацию России на 18 лет назад.
Это был реальный пример того, как не нужно сообщать новости. Потому что сами приведённые статистические данные ещё могут быть интересными, а вот их интерпретация представляется какой-то большой и неуклюжей глупостью. Например, совершенно не понятно, зачем сваливать в единую кучу под названием «потери» убитых и раненых: раненые бывают разные, многих из них российское армейское командование старается при первой возможности отправить обратно на фронт (про раненых и возвращённых на фронт мобилизованных совсем недавно выходила подробная статья).
А ещё мне не понятна методология подсчёта ухудшения уровня модернизации российской армии. С одной стороны, мы знаем, что на войну уже отправляют расконсервированные танки и грузовики времён Второй мировой войны (потому что более свежие машины выведены из строя). С другой стороны, «утилизация» путём уничтожения на фронте всякого военного старья должна бы, теоретически, влиять на уровень модернизации в обратную сторону.
Пишу я всё это не для того, чтобы обвинить в кого-то в умалении «величия» российской армии: война в Украине показала, что его нет ни в одном из возможных смыслов. А хотел я отметь только то, что новости, подобные вышеприведённой, порождают в противниках войны не совсем обоснованный оптимизм.
Все мои сомнения не мешают мне желать скорой победы Украине.



RSS статей сайта

