Архив за 2026 год

Управление ФСБ по Свердловской области провело «социальный эксперимент»: разместило в телеграме объявления с предложением «лёгкого заработка» – тем, кто согласен, предлагалось совершать диверсии. На обещание 50–60 тысяч рублей за «подработку» клюнуло 176 человек, до конца трёхчасовой процедуры инструктажа дошло 10 человек. Сообщается, что сведения о 10 пользователях телеграма, дошедших до финального этапа, «переданы в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер».
Новость, конечно, интересная, но она – как бы совсем уже для России и не новость: создавать «террористов» и «диверсантов» своими руками и потом «принимать соответствующие меры» – давно освоенный российскими силовиками метод. Это же гораздо проще, чем выявлять и ловить настоящих преступников. Про «разоблачённые» в соцсетях самими провокаторами группы подростков мы все читали уже много раз.
Интересно то, что они (в данном конкретном случае – ФСБ-шники) так открыто и подробно рассказывают об «эксперименте» и его результатах. Это и правда похоже на один из эффектов войны – они тоже поняли, что теперь можно вообще всё. А мы-то ещё лет пятнадцать назад думали, что они ничем себя не ограничивают.


Провокация запора

Пишут, что в Москве наблюдаются проблемы в работе общественных туалетов: из-за блокировок интернета в них не проходит оплата, в момент полной блокировки не сработает даже оплата наличными.
Понятно, что принимавшие решение о блокировке интернета с реальной повседневной жизнью не знакомы, интернетом не пользуются и потому не знают, сколько всего от него зависит. А если бы и знали – всё равно бы заблокировали, так как их возникшие проблемы не коснутся: главное, чтоб народ новости не узнавал и не обсуждал, а украинские беспилотники ориентировались бы на местности как-нибудь ещё.
Не понятно, что принимавшие решение о блокировке интернета собираются делать с коллективным запором: теперь ведь ни в туалет спокойно не сходить, и в комментарии. Похоже, забыли, что некоторые «страшные» цветные революции случились не от наличия интернета, а именно из-за его блокировки.
А, нет, что-то я размечтался…


Вот, опять мне попался хорошо снятый и, в то же время, неудачный фильм: «Школьный автобус» («The Lost Bus», режиссёр Пол Гринграсс, 2025 год). Если смотреть его с «чистой головой» – ничего не зная о истории создания –, то вы увидите очень гуманный фильм-катастрофу. А если прочитаете хоть что-то о показанных событиях – увидите документальный фильм, снятый в стиле художественного. В обоих случаях вполне логичен вопрос «зачем так делать?». Мой случай – первый; вопрос в голове возник и никуда не исчез даже после прочтения истории фильма, последовавшего за просмотром.
А дело вот в чём. Фильм «Школьный автобус» – очень точная экранизация документальной книги Лиззи Джонсон «Paradise: One Town’s Struggle to Survive an American Wildfire», в которой описана трагедия самого разрушительного калифорнийского лесного пожара последних ста лет: в 2018 году тот пожар уничтожил городок Парадайз, погибло 85 человек и сгорело около тринадцати с половиной тысяч домов. Особенно подробно из книги в фильм перекочевала история о водителе школьного автобуса, который должен был вывезти из одной из начальных школ учеников и двух учительниц – в условиях стремительно распространяющегося пожара, всеобщей паники и капитальных пробок на дорогах. Одна из двух реальных учительниц, правда, высказалась против изображения себя в фильме, а вот всем остальным действующим лицам авторы сценария даже сохранили их реальные имена. У самого водителя автобуса, при этом, есть куча нерешённых домашних проблем, да и вообще – ему бы поскорее вывезти детей и вернуться домой за мамой и сыном. Ну и почти с самого начала понятно – не только из реальной истории, но и из наблюдаемых кинематографических приёмов – что всё у того водителя получилось: дети героически (действительно героически) спасены, вывезены свозь огонь, дым, падающие деревья, летающие провода под напряжением и автомобильные заторы.
Не вижу ничего интересного и полезного в подробном пересказе любого фильма. Важнее – описать ощущения от просмотра.
Во-первых, в качестве художественного фильма-катастрофы «Школьный автобус» выглядит очень по-детски. Человек с карикатурно большой кучей личных проблем приехал, забрал детей, постоял в пробках и пометался в кино-огне, доехал. Никто из персонажей даже не поцарапался – в фильме-то катастрофе! Всякие чиновники с героическими лицами и белыми касками в это время пафосно обменивались между собой наибанальнейшими фразами о том, как всё надо делать быстро и правильно. Такое кино, да ещё и с очень предсказуемым финалом, не впечатляет.
Во-вторых, как документальный этот фильм тоже смотреть нельзя – он целиком снят по специально написанному сценарию и с профессиональными актёрами, через несколько лет после реальных событий. Я бы сказал, что это – фильм-реконструкция. Ну, хотя бы сама реконструкция – честная и качественная.
В-третьих, фильм временами как бы высмеивает попытки некоторых людей всегда неуклонно следовать предписанным инструкциям. Эта деталь мне определённо понравилась.
В-четвёртых, нужно отметить, что свою работу хорошо сделали все участники процесса создания фильма – актёры, операторы и все остальные техники.
Но получилось то, что получилось. Не буду рекомендовать всем подряд «Школьный автобус»: есть риск, что многие во время просмотра заскучают (все, кроме любителей истории катастроф).

Буду теперь с ещё большей осторожностью выбирать фильмы.


N.B.: давние читатели могли заметить, что я не смотрю фильмы некоторых жанров (анимация, фэнтези, боевики, лёгкие комедии, мюзиклы) и почти не смотрю сериалы. Если же вам интересны такие фильмы (или вы просто хотите узнать, откуда я узнаю о некоторых интересных фильмах) – можете поискать идеи для просмотра в кинорецензиях Алекса Экслера.


Радость-то какая…

 В стране дураков  На капитал-шоу «Поле Чудес» (да, передача до сих идёт!) группа детей из Волгограда под предводительством руководительницы вокальной студии с басурманским названием «Комильфо» станцевала под фанерное исполнение весёлой песни о пользе блокировки интернета.

А кто-то Таланкина ругал…


Музыка без зет

А в моём концертном зале без буквы зет – снова человеческая музыка.
В этот раз – группа Би-2 с новой песней «Без любви не греет солнце» и клипом на неё:

Сама песня – с вышедшего 13 марта альбома «Путешествие вокруг Солнца».


В повседневной жизни, конечно, гораздо важнее результат – но мне всё равно было интересно почитать про то, как Роскомпозор и силовики ломают в России интернет с двух сторон, а провайдеры пытаются этому сопротивляться (сопротивляться не из диссидентских побуждений, а скорее экономических). В указанной статье нет какой-то особо новой для внимательно читающего новости человека информации, но как обзор общей ситуации – полезный текст.
А я, со своей стороны, отмечу: в статистике моего сайта я до сих пор вижу небольшое количество посетителей с IP из России. Как они ко мне попадают, несмотря на блокировку на территории РФ моего хостера? Подозреваю, что технические проблемы с тотальной блокировкой нежелательной части мирового интернета были всегда. Но вы, если ещё находитесь в России, всё равно не забывайте про VPN.


Короткометражка по мотивам произведений Чехова – «Актёрская гибель» (режиссёры Борис Пискунов и Анна Белянкина, 2012 год). Примечательна тем, что по ней и не скажешь, что она по Чехову поставлена…

Явно нужны большие художественные способности, чтобы так снять!


Странный ход – пропагандона Илью Ремесло, покатившего в телеге баллоны на самого ВВХ, вчера утром уже определили в петербургскую Психиатрическую больницу № 3 им.  Скворцова-Степанова с неназваным диагнозом. При том, что гораздо менее известных (или совсем не известных) людей за гораздо более аккуратные высказывания арестовывают и приговаривают к многолетним срокам.
Ну, я-то думал, что этот Ремесло – просто очередной супертупой писака на бюджете (умные люди занимаются в жизни чем-то другим), который не догадался бунтовать из какого-нибудь безопасного (то есть заграничного) места. А у него, оказывается, хватило связей не то, чтобы быть спрятанным в психушку. Или что там было вначале – слово против ВВХ или обещание быть спрятанным?
В общем, будет интересно понаблюдать – это может оказаться новой тактикой создания карманных мучеников. Даже не просто карманных, а легко продаваемых недовольному, но не очень внимательному народу.


Пишут, что провластный блогер Илья Ремесло, который посвятил несколько лет персональной борьбе с Алексеем Навальным и стоял за уголовным делом о «мошенничестве» с донатами ФБК, вечером 17 марта опубликовал в своём телеграм-канале большой пост с резкой критикой ВВХ. Не буду пытаться пересказать всю историю: вы, скорее всего, уже о ней читали (а если пропустили – вот вам достаточно подробная статья о случившемся).
А я пишу об этом из-за одной очень понравившейся мне детали: Ремесло уверен, что его посты покажут Путину. О сам заявил: «И в принципе, если он умный человек, я уверен, что ему покажут мое заявление, потому что меня прекрасно знают в администрации и в силовых органах, [и] он отнесется к этому с пониманием. А если он не очень умный человек, я считаю, что если так все пойдет, власть в этом году в России может смениться». Вам не кажется это знакомым? Это же современная вариация на «товарищ Сталин разберётся»: человек уже начал о чём-то догадываться, но ещё не понял главного. Но скоро поймёт и получит достаточно времени на обдумывание.
Ну а если не получит – значит, ему просто кто-то кто надо поручил написать как бы оппозиционный пост.


Недоверие к Максу

Около десяти собеседников во власти и госкомпаниях рассказали изданию Faridaily, что российские чиновники (включая, похоже, даже Дмитрия Пескова), депутаты и топ-менеджеры госкомпаний не доверяют национальному мессенджеру Max: для его использования некоторые из них покупают новые сим-карты и смартфоны. Ой, а чего это они такие недоверчивые?
«Все надеются, что Дуров что-нибудь придумает для обхода блокировок или проблема как-то рассосётся сама», сказал источник в одном из федеральных ведомств. Не знаю, стоит ли так сформулированную надежду переводить на русский язык как «все надеются, что Дуров договорится» – нет у меня для этого инсайдерской информации.
Зато я надеюсь, что не слушающие умных людей начнут в некоторых вопросах брать пример хотя бы с депутатов: они для обхода нынешней ситуации всё делают правильно. Самый простой китайский смартфон доступен не только депутатам и чиновникам, а даже провинциальным пенсионерам.